Вакцины Национального календаря профилактических прививок: новые и в листе ожидания

Вакцины Национального календаря профилактических прививок: новые и в листе ожидания

Российские эпидемиологи признают механизм модернизации Национального календаря профилактических прививок несовершенным и призывают уделять большее внимание изучению успешного опыта региональных программ вакцинопрофилактики
Расширение с 2011 года Национального календаря профилактических прививок за счет включения в него вакцины против Hib-инфекции было положительно воспринято российскими врачами-инфекционистами, специалистами-эпидемиологами и педиатрическим сообществом. Однако специалисты признают: критерии включения прививок в Национальный календарь должны стать более прозрачными, профессиональное медицинское сообщество должно в большей степени быть вовлечено в обсуждение принимаемых решений. Актуальные вопросы модернизации Национального календаря профилактических прививок были подняты на круглом столе «Вакцины Национального календаря профилактических прививок: новые и в листе ожидания», состоявшийся в рамках III Всероссийского конгресса по инфекционным болезням 28 марта 2011 г.
Обращаясь к участникам, сопредседатель Оргкомитета конгресса, директор ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, академик РАМН, профессор В.И.Покровский отметил: «Сегодня проблемы инфекционной патологии не утратили своей актуальности, несмотря на существенные достижения зарубежной и отечественной науки в этой области […] природа ставит перед нами новые, все более сложные задачи, над решением которых трудятся ученые всего мира. Помимо появления принципиально новых форм инфекционной патологии, мы сталкиваемся с патоморфозом существующих, казалось бы, хорошо изученных болезней. Нельзя сбрасывать со счетов и социальные аспекты данной проблемы: вопросы борьбы с биотерроризмом, обеспечения безопасности страны во многом связаны с эффективной работой инфекционистов и эпидемиологов».
В создавшихся условиях в России необходима выработка эффективных и прозрачных механизмов модернизации Национального календаря профилактических прививок – важнейшего инструмента обеспечения контроля над инфекционной заболеваемостью и биобезопасности страны.
Заведующий кафедрой эпидемиологии Первого МГМУ им М. А. Сеченова, член-корр. РАМН, профессор — Н.И. Брико, прочитавший доклад на тему «Политики и механизмы принятия решений в области вакцинопрофилактики», отметил: «Роль медицинского сообщества в принятии решений в сфере организации иммунопрофилактики в России в настоящее время недостаточна. В законодательстве отсутствует четко прописанная процедура участия медицинского сообщества (иммунологов, педиатров, инфекционистов и т.д.) при принятии решений в области иммунопрофилактики. Продуктивный диалог профессионального сообщества, гражданского общества и государства является решающим фактором успеха реализации новых широкомасштабных программ иммунизации. Отсутствие такого диалога не только влияет на качество решений в области иммунопрофилактики и здравоохранения в целом, но и способствует росту недоверия к иммунопрофилактике со стороны населения страны, росту числа отказов от иммунизации, что является прямой угрозой эпидемической безопасности в России».
Эксперты – участники круглого стола в своих докладах остановились на успехах пилотных программ вакцинопрофилактики, в настоящее время реализуемых в различных регионах России. По мнению специалистов, результаты системного изучения опыта региональных программ должны стать важным фактором принятие решений о модернизации Национального календаря профилактических прививок.
В.В.Романенко, заместитель главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Свердловской области», заслуженный врач РФ, к.м.н. представил экспертам результаты региональной программы вакцинопрофилактики гепатита А, последовательно реализуемой в Свердловской области с 1999 года. По словам доктора В. В. Романенко, «начав в 1999 году с вакцинации декретированных контингентов и вакцинации по эпидемическим показаниям, Свердловская область в 2003-2008 гг. перешла к плановой иммунизации школьников, а с 2009 года – ввела плановую иммунизацию детей в возрасте 20 месяцев. За этот период заболеваемость вирусным гепатитом А в области снизилась с 60,6 до 3,8 на 100 000 населения в 2010 году. Успеху программы способствовало наличие в области законодательной базы, опыта реализации программ вакцинопрофилактики, научная поддержка, многоуровневая система управления программой, постоянная оптимизация системы эпидемиологического надзора, многоуровневый бюджет, развитая сеть вакцинальных кабинетов, а также опыт работы с населением по мотивации его на прививки. Программа признана эпидемиологически и экономически эффективной. Снижение заболеваемости вирусным гепатитом А до 1 на 100 000 населения – для Свердловской области реальность сегодняшнего дня».
В своем докладе «Опыт проведения региональной программы по профилактике рака шейки матки» профессор Р. Я. Мешкова, главный внештатный аллерголог-иммунолог Департамента по здравоохранению Смоленской области, заслуженный врач РФ, остановилась на механизме принятия решения о проведении вакцинации против папилломавирусной инфекции девочек 12 лет в г. Смоленске: «Решение о проведении вакцинации было проведено последовательно через Иммунологическую комиссию г. Смоленска, профильный комитет и заседание (сессию) Городского совета г. Смоленска. В реализацию программы были включены школы, велась последовательная работа с родителями. Первые результаты убеждают: вакцинация не только безопасна и хорошо приносится девочками, но и положительно оценивается родителями. Обсуждение дальнейшей реализации программы ведется с участием членов общественной палаты Смоленской области, ведущих специалистов города и области, сотрудников медицинской академии».
Одной из нерешенных задач педиатрии остается высокий уровень заболеваемости ветряной оспой, особенно среди детей в возрасте от 3 до 6 лет. Проведенные экономические расчеты показывают, что программы когортной вакцинации быстро окупаемы и могут быть оперативно внедрены в практику педиатра. Внедрение программ массовой иммунизации против ветряной оспы позволит значительно снизить экономические потери, а также решит большую медицинскую и эпидемиологическую задачу – более миллиона детей ежегодно не будут болеть этой самой распространенной детской инфекцией и будут избавлены от страданий и возможных осложнений, связанных с ветрянкой.
В докладе начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по городу. Москве И.Н. Лыткиной «Эпидемиологическое обоснование тактики вакцинопрофилактики ветряной оспы. Включение вакцинации против ветряной оспы в региональный календарь Москвы» были обозначены эпидемиологические и фармакоэкономические обоснования расширения регионального календаря и представлены предварительные данные двухлетней региональной программы по вакцинации против ветряной оспы. «По данным российских фармакоэкономических исследований, ежегодно ветряная оспа наносит государству ущерб равный 6 млрд. рублей, стоимость одного случая ветрянки оценивается в 7200 рублей. Вакцинация детей против ветряной оспы в рамках регионального календаря прививок г. Москвы проводится с 2009 года. По результатам анализа заболеваемости в Москве была введена вакцинация против ветряной оспы детей с 24 мес. жизни перед оформлением в детские дошкольные учреждения, а также вакцинация непривитых и не переболевших ветряной оспой детей перед выездом в летние оздоровительные учреждения. С 2009 года защиту от ветрянки получили около 60 тыс. детей. Возможность организации вакцинопрофилактики ветряной оспы при наличии эффективных вакцин создает предпосылки для управления эпидемическим процессом этой инфекции, а в перспективе (на основе теоретического обоснования и практического опыта) – для создания унифицированной системы управления эпидемическим процессом кори, краснухи, эпидемического паротита и ветряной оспы — отметила Ирина Николаевна Лыткина.

Обсуждая доклады, участники круглого стола отметили, что в регионах России не только реализуются эффективные с экономической и эпидемиологической точки зрения пилотные программы вакцинопрофилактики, но и вырабатываются эффективные механизмы принятия решений о создании, запуске и развитии таких программ, разрабатывается законодательная, эпидемиологическая и экономическая база по их внедрению. По мнению участников круглого стола привлечение к обсуждению профессионального сообщества, использование международного опыта , создание законодательной базы и разработка механизмов прозрачного принятия решений является залогом долгосрочного успеха программ вакцинопрофилактики и на региональном, и на федеральном уровне и позволит внедрять в практику педиатров новые вакцины для защиты российских детей от актуальных инфекций.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины
Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: