Натурализм и эмпиризм в психологии

Натурализм и эмпиризм в психологии

Разногласия о природе человеческой натуры начались еще со времен древней Греции. Одним из аспектов спора является вопрос о том, можно ли считать способности человека врожденными, или они приобретаются благодаря опыту в процессе жизнедеятельности?

Натурализм подразумевает, что в человека уже заложены все необходимые знания и умения, для нормального существования в мире, с самого рождения. Раскрыть заложенное в себе понимание реальности индивид может, занимаясь интроспекцией – наблюдением за собственными психологическими процессами. Известным сторонником теории натурализма был Рене Декарт. Он утверждал, что мысли о Боге, геометрические аксиомы, представление своей личности, являются врожденным свойством человеческого сознания. Также Декарт был одним из основателей механицизма.

Механицизм – своеобразный метод познания мира, посредством сведения сложных процессов к процессам механическим.

Декарт приравнивал человеческое тело к машине, которое подчиняется тем же механическим законам. Данная система взглядов на мир положила начало современным методикам изучения разума человека.

Эмпиризм, в противоположность натурализму, представляет собой совершенно иную концепцию. Сторонники эмпиризма утверждают, что все знания и умения индивидуума приобретаются в процессе жизнедеятельности благодаря опыту. Многие древнегреческие философы были приверженцами данной теории, но тем не менее самым известным последователем теории эмпиризма в психологии считается Джон Локк.

По его соображениям, после рождения человек начинает свой жизненный цикл с чистого листа. Эмпиризм стал истоком для ассоциативной психологии. Сама тематика ассоциативной психологии не приемлет идею врожденного знания и понимания окружающего мира. Люди, посвятившие себя данному разделу в психологии, предполагали, что информация конвертируется органами чувств человека в определенные ассоциации, которые записывались и накапливались в сознании на всем жизненном пути человека. Ассоциативная психология считается первоисточником всех современных исследований памяти и обучаемости человека.

До сих пор остались приверженцы той или иной теории развития личности, но подавляющее большинство психологов наших дней разделяют идеи смешанного подхода, соглашаясь с тем, что такие процессы как, например, наследственная функция или работа головного мозга влияют на сознание человека. Но и, не отрицая, что опыт также оказывает влияние на эти характеристики.

Автор: Ярослав Лекалов

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте
Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: