Аллергия, иммунитет и дисбактериоз

Аллергия, иммунитет и дисбактериоз

Взаимосвязь микрофлоры кишечника и иммунной системы организма в последнее время стала предметом многочисленных научных и клинических исследований. В результате ученые и врачи сумели установить принципы взаимодействия между организмом человека и населяющими его микробами. Состояние, при котором имеет место мирное и взаимовыгодное сосуществование двух или более организмов в природе называется симбиозом. Взаимоотношения нормальной микрофлоры кишечника и организма человека также можно определить как симбиотические: проживающие в кишечнике бактерии растут и размножаются за счет непереваренных остатков пищи съеденной человеком; в свою очередь нормальная микрофлора защищает кишечник человека от агрессии патогенными микробами, а также вырабатывает ряд витаминов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

Положительное влияние микрофлоры кишечника на иммунную систему организма было открыто сравнительно недавно. Для того, чтобы лучше понять механизмы взаимодействия между микробами и иммунной системой организма нужно рассмотреть этапы формирования микрофлоры кишечника.
Кишечник новорожденного ребенка стерилен. Однако, уже в первые часы жизни в него проникают первые микроорганизмы. Считается, что микрофлора кишечника и кожных покровов новорожденного заимствуется им у матери, с которой малыш находится в тесных отношениях с первых минут жизни. Поэтому важным условием формирования нормальной микрофлоры ребенка является наличие нормальной микрофлоры матери.
Заселение кишечника ребенка полезными бифидо- и лактобактериями происходит под влиянием материнского молока, а точнее благодаря содержащимся в нем биологически активным и питательным веществам, стимулирующим развитие полезных микробов. В тоже время, на момент рождения, иммунная система ребенка еще окончательно не сформирована.
Созревание иммунной системы происходит параллельно с формированием микрофлоры кишечника. Пищеварительный тракт (равно как и кожа) является местом контакта между микробами и иммунной системой организма. В первое время организм ребенка учится бороться с неагрессивными микробами, населяющими кишечник, которые, однако, имеют много общего со многими опасными микробами.

Формирование микрофлоры кишечника заканчивается к 3-5 годам жизни, когда ребенок переходит на взрослую пищу. К этому времени (или немного позже) созревает и его иммунная система. В результате тесного сосуществования иммунной системы с микрофлорой кишечника в организме ребенка формируется стойкий иммунитет, способный справиться с возбудителями многих болезней. Кроме того, на протяжении всей жизни человека микрофлора кишечника поддерживает его иммунную систему в состоянии постоянной готовности.

Недавно ученными был замечен удивительный факт: несмотря на свою значительную иммуногенность (способность вызвать развитие иммунной реакции) микробы кишечника практически не вызывают никаких видимых возмущений иммунной системы кишечника. Объяснить этот факт помогли тщательные микробиологические исследования микрофлоры кишечника и гистологический анализ тканей кишечника. Оказалось, что в процессе сосуществования ткани кишечника (в особенности слизистая оболочка) и контактирующие с ними бактерии, обмениваются генетическим материалом и становятся «похожими» друг на друга. Поэтому иммунная система организма перестает распознавать бактерии кишечника, как «чужеродные структуры». Этот поразительный процесс объяснил, например, тот факт, что некоторый вирусы, попадая в кишечник, атакуют не клетки нашего организма, а клетки бактерий («похожие» на эпителий кишечника), с которыми и выводятся из организма.

Кишечная микрофлора является одним из основных факторов защиты кишечника от заселения его болезнетворными микробами (наряду с кислотностью желудка и перистальтикой кишечника). Происходит это благодаря трем основным механизмам: во-первых нормальная микрофлора кишечника конкурирует с патогенными микробами за пищу и при этом выделяет ряд веществ, разрушающих болезнетворные микробы. Во-вторых, микрофлора кишечника стимулирует локальный иммунитет и делает оболочку кишечника непроницаемой для множества патогенных микробов. В-третьих, микрофлора кишечника стимулирует общий иммунитет.

Дисбактериоз и аллергические заболевания
На данный момент не существует сомнений в том, что развитие многих аллергических заболеваний (особенно у детей) протекает на фоне изменения состава нормальной микрофлоры кишечника (то есть на фоне дисбактериоза). Так, например, такие заболевания как атопический дерматит, экзема, крапивница, бронхиальная астма, пищевая аллергия у детей протекают параллельно с дисбактериозом кишечника. В основе механизма развития аллергических заболевания у детей лежит ранняя сенсибилизация их иммунной системы по отношению к некоторым аллергенам.
Как уже говорилось выше, иммунная система ребенка формируется только к 7-10 годам. Незрелость иммунной системы детей проявляется ее избыточной реактивностью по отношению к аллергенам, то есть при встрече с чужеродным веществом иммунная система ребенка запускает чрезмерно сильный иммунный ответ, который приводит к поражению собственных тканей организма ребенка.

Основным местом проникновения аллергенов в организм ребенка является слизистая кишечника. Поэтому нарушения пищеварения и защиты слизистой кишечника при дисбактериозе способствуют избыточному проникновению аллергенов в организм ребенка и формированию длительной и стойкой сенсибилизации, которая со временем переходит в то или иное аллергическое заболевание. Вот почему комплексное лечение аллергических заболеваний у детей обязательно включает коррекцию дисбактериоза кишечника.

Для лечения дисбактериоза рекомендуется провести коррекцию режима питания, а также принимать пробиотики и пребиотики (Линекс, Бактисубтил, Хилак Форте и пр.). Лечение дисбактериоза у детей требует обязательного участия компетентного врача

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте
Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: